Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в научной и учебной литературе мало уделяется внимания выемки, хотя вообще проблемам производства следственных действий традиционно уделялось и продолжает уделяться повышенное внимание. Тем более что за последнее время правовая регламентация выемки претерпела существенные изменения. Крайне мало каких-то специальных научных публикаций по проблемам выемки. А в работах более общего характера выемка, как правило, освещается посредством простого пересказа соответствующих статей Уголовно-процессуального кодекса РФ, и в лучшем случае сопровождающего освещением имеющихся решений Конституционного Суда РФ.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с проведением выемки.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие проведение выемки, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение особенностей проведения выемки.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие, основания и общие положения о проведении выемки;
• выявить особенности проведения выемки в определенных случаях;
• исследовать правовое регулирование и практические аспекты выемки электронных устройств;
• выявить проблемы проведения выемки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основания и порядок проведения выемки
1.1. Понятие, основания и общие положения о проведении выемки
Выемка - это следственное действие, заключающееся в изъятии значимых для расследования предметов, документов и ценностей, находящихся у конкретного гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 183 УПК РФ, выемка указанных объектов производится по мотивированному постановлению следователя, в котором указывается: основание выемки; какие предметы, документы и ценности подлежат выемке; у какого гражданина или юридического лица и по какому адресу надлежит произвести это следственное действие.
Основное отличие выемки от обыска состоит в наличии у следователя фактических данных о месте нахождения подлежащих выемке тех или иных объектов, об их наименовании и свойствах. Следует иметь в виду, что по судебному решению выемка предметов, документов и ценностей производится и в тех случаях, когда это следственное действие проводится в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Требуется судебное решение и при выемке почтово-телеграфных отправлений, электронной почты, пейджинговых сообщений.
При производстве выемки действия следователя сводятся к тому, что он знакомит гражданина или руководителя учреждения с постановлением (судебным решением) о производстве выемки, предлагает выдать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, а в случае отказа производит выемку принудительно. Производство выемки принудительно возможно лишь тогда, когда следователю точно известно, где находятся эти объекты. При отсутствии сведений об этом может возникнуть необходимость в производстве обыска. В этом случае следователь выносит постановление о производстве обыска и производит его безотлагательно. В дальнейшем законность обыска, произведенного в жилище, определяется судом.
При производстве принудительной выемки в жилых помещениях следователь может вскрывать запертые шкафы, помещения и т.п. Однако при этом нельзя производить поисковые действия без соответствующего постановления следователя.
Присутствие понятых при производстве выемки и изъятии с участием специалиста электронных носителей информации является обязательным. В других случаях участие понятых при производстве выемки определяется по усмотрению следователя.
Основной формой фиксации результатов выемки является протоколирование. Протокол составляется в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе фиксируются время, место выемки, должностные данные следователя, сведения о лице, у которого произведена выемка, основание для производства выемки, факт выдачи подлежащих выемке объектов добровольно или производства принудительной выемки, точное наименование и свойства изъятых предметов, документов или ценностей. Протокол обыска составляется в двух экземплярах под копирку. Копия протокола выдается лицу, у которого произведена выемка.
Важность и значимость досудебного производства в уголовном процессе не подвергаются сомнениям: именно на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования закладывается доказательственная база для рассмотрения уголовного дела в суде и вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора.
несмотря на значительное расширение полномочий лиц, производящих проверку, проблемы все-таки остаются. К примеру, не вполне ясен способ изъятия предметов и документов на стадии возбуждения уголовного дела. На основании ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе в ходе проверки сообщения о преступлении истребовать документы и предметы и изымать их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. Установленные уголовно-процессуальным законом способы изъятия - это выемка и обыск. Ни то ни другое следственное действие производить до возбуждения уголовного дела недопустимо. На практике лица, производящие проверку, составляют так называемые акты изъятия. Сотрудники органов внутренних дел, например, при этом ссылаются на ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». В некоторых случаях сотрудники органов дознания, являющиеся по должности оперуполномоченными, пользуются нормами Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и изымают документы, к примеру, протоколом обследования помещений, используя предоставленные им полномочия. Однако, очевидно, что все эти способы уголовно-процессуальным законом не предусмотрены, поэтому требование об изъятии в порядке, установленном УПК, не соблюдается. Для того чтобы «легализовать» полученные подобным образом документы и предметы, следователь либо дознаватель, у которого в производстве находится уголовное дело, производит выемку документов или предметов у лиц, изъявших их ранее вышеуказанными способами до возбуждения дела. Но как быть, если дознаватель (либо следователь), проводивший проверку и изъявший в ходе данной проверки предметы или документы, возбудил уголовное дело и принял его к своему производству? Очевидно, что сам у себя он выемку произвести не может.
В соответствии с положениями ст. ст. 182, 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при производстве выемки и обыска изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста. Особое внимание нужно уделять предметам, содержащим коды, пароли доступа, идентификационные номера, названия, электронные адреса пользователей конкретных компьютерных систем и сетей, алгоритмы входа и работы в системах и сетях, технической и справочной литературе, содержащей сведения, относящиеся к подготовке, совершению или сокрытию хищения денежных средств и т.д.
1.2. Особенности проведения выемки в определенных случаях
1) Более детально порядок проведения выемки можно рассмотреть на примере когда требуется выемка в связи с расследованием хищения денежных средств со счетов банковских карт посредством использования электронных платежных систем. Анализ судебной и следственной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенными следственными действиями являются допросы подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и свидетелей, а также обыск (выемка), осмотры и назначение судебных экспертиз.
Фактическое основание принятия решения о производстве осмотра электронных сообщений или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщений имеет место при наличии достаточной для принятия этого решения совокупности данных (доказательств либо доказательств вместе с оперативно-розыскной информацией), позволяющих полагать, что в такого рода сообщениях, поступающих конкретному лицу, могут содержаться сведения, имеющие значение для уголовного дела.
Фактическим основанием выемки передаваемых по сетям электросвязи сообщений будет наличие закрепленных в протоколе осмотра указанных сообщений (в иных доказательствах) достоверных данных о том, что в таковой содержатся сведения, имеющие значение для уголовного дела. Выемка электронного сообщения или иного передаваемого по сетям электросвязи сообщения возможна и в случае, когда после его осмотра не представляется возможным переправить сообщение его получателю так, чтобы не раскрыть тайну производства искомого следственного действия.
Юридическое основание осмотра и выемки электронных сообщений или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщений - это всегда судебное решение. Данное решение в обычном порядке принимает судья районного суда или гарнизонного военного суда по месту производства предварительного следствия (дознания) или по месту нахождения учреждения, которым будет осуществляться обеспечение возможности осмотра передаваемых по сетям электросвязи сообщений.
Специального постановления о производстве выемки электронного сообщения или иного передаваемого по сетям электросвязи сообщения дополнительно к тому, в котором принято двойственное решение о его осмотре и выемке, выносить не требуется.
Соответственно, юридическое основание осмотра и выемки электронных сообщений или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщений - судебное решение об осмотре и выемке электронных сообщений или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщений.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410; ст. 26
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
7. Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
10. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
11. Федеральный закон от 28.07.2012 N 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2012, N 31, ст. 4332.
12. Федеральный закон от 06.07.2016 N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, N 28, ст. 4559.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2885-О // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 518-О // СПС «КонсультантПлюс».
15. Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 338-О // СПС «КонсультантПлюс».
16. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 32-АПУ16-12 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. С. 239.
18. Горский М.В. Свидетельский иммунитет и проблемы злоупотребления правом на отвод // Воронежские криминалистические чтения. 2016. N 18. С. 35.
19. Калиновский К.Б. Выемка до возбуждения дела нарушает конституционный принцип соразмерности ограничения прав граждан // Уголовный процесс. 2016. N 3. С. 44 - 50.
20. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. С. 318.
21. Жиляев Р.М., Строгович Ю.Н. К вопросу о гарантиях независимости адвоката в уголовном процессе // Адвокатская практика. 2017. N 5. С. 39.
22. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; Под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Куприянов Е.И., Крашенинников С.В. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений, связанных с хищением денежных средств со счетов банковских карт посредством использования электронных платежных систем // Российский следователь. 2018. N 6. С. 12.
24. Машинская Н.В. Законодательное регулирование использования сведений, полученных в ходе проверки сообщения о преступлении в качестве доказательств по уголовному делу, нуждается в совершенствовании // Адвокатская практика. 2017. N 6. С. 43.
25. Спиридонова Ю.Н. Актуальные вопросы досудебного производства в уголовном процессе России // Российский следователь. 2019. N 1. С. 27.
26. Тарасенко Е.А. Изъятие документов и предметов в ходе проведения проверки сообщения о преступлении путем ограничения охраняемых законом прав граждан // Законность. 2018. N 6. С. 47.
27. Шигуров А.В. Требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к адвокатской деятельности: проблемы правового регулирования // Адвокатская практика. 2018. N 4. С. 51.